-

Как и почему надо бороться с незаконными автобусными перевозками

Комментарии новости

Здесь пока никто не писал - чтобы написать надо Зарегистрироваться

Ситуация в сфере автобусных перевозок между регионами в России лишь на первый взгляд выглядит стабильной. Если копнуть немного глубже, то сразу выявится множество структурных перекосов и проблем, отголоски которых мы нередко слышим в новостях об очередной аварии с участием автобуса, унесшей человеческие жизни. Со временем сообщения о трагедии тонут в информационном потоке, и до следующей аварии о проблемах отрасли никто не вспоминает.

Межрегиональные пассажирские автобусные перевозки «прославились» тем, что были и остаются одним из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Нелегальные перевозчики – в этом собственно и состоит смысл их деятельности - не платят налоги, работают без лицензии, не оформляют билеты и не заботятся о безопасности перевозок. Ну и, конечно же, демпингуют. По оценкам экспертов, примерно 60% от всех автобусных пассажирских перевозок находятся в «серой зоне».

«Нелегальные перевозчики не выполняют всех тех законных требований, которые предписаны для легальных перевозчиков с точки зрения безопасности, а также они не контролируются. Нелегальный перевозчик – это не перевозчик, а путь на кладбище», — считает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.

В течение уже практически десятилетий на эту проблему закрывают глаза, в результате чего в целом ряде регионов страны отрасль оказалась, если называть вещи своими именами, во власти криминальных группировок. Более того, стремясь сохранить полный контроль над «крышуемым» бизнесом, они еще и активно противодействуют легальным транспортным компаниям, делая их работу «по-белому» во многом бессмысленной.

После каждого ужесточения законодательной базы злоумышленники находили новые лазейки.

Теперь же наблюдается стабильная тенденция: объем нелегальных перевозок продолжает медленно, но верно расти. В том числе благодаря распространившейся в последнее время практике, когда лицензированные компании позволяют работать под своей вывеской перевозчикам, не имеющим необходимых разрешений.

И еще одно негативное явление, получившее в России широкое распространение — деятельность онлайн-агентов (агрегаторов), пользующихся в том числе услугами «попутчиков» и нелицензированных перевозчиков.

Оборот рынка «попутчиков» в этом году составит 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров.

Рост теневых схем в сфере междугородних автобусных перевозок происходит, понятное дело, за счет сокращения легального рынка. Так, отток пассажиров с автовокзалов и маршрутов легальных перевозчиков на «попутчиков» только за последние три года составил примерно 20%.

Новости smi2.ru

Это вызывает настолько сильную озабоченность легальных участников рынка, что они ищут правду в судах. Неделю назад несколько десятков автоперевозчиков и автовокзалов обратились в Таганский суд Москвы с требованием заблокировать популярный сервис райдшеринга BlaBlaCar. Компанию обвиняют в организации нелегальных перевозок, взимания несогласованной платы за перевозки, а также в том, что из-за работы сервиса под угрозой находится работа регулярного автобусного сообщения.

В настоящее время, по данным Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны», ситуация на рынке регулярных пассажирских перевозок выглядит следующим образом: 55% - пассажиропоток регулярных перевозчиков, 25% - «серые» перевозчики, 20% - сервисы «попутчиков» (онлайн-агенты).

Нелегалы также пользуются приемом, при котором регулярные перевозки маскируются под заказные — по тем же маршрутам, что и официальные, тем самым, перехватывая пассажиропотоки и лишая легальные автопредприятия выручки.

При этом билеты на автобусы доступны в свободной продаже в интернете, а рекламу соответствующих сервисов размещают на своих автобусах сами нелегальные перевозчики.

По данным Общественной палаты РФ, около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок приходится на «псевдозаказных» перевозчиков. При этом действующий порядок регулирования перевозок по заказу не позволяет сделать однозначное разграничение. В результате возникают постоянные споры и конфликты между контрольными органами и перевозчиками.

Угроза безопасности пассажиров

Очевидно, что нелегальные перевозки пассажиров не отвечают требованиям безопасности. «Серые» компании используют старые и даже неисправные автобусы, отказываются страховать пассажиров на случай ДТП, не контролируют режим труда и отдыха водителей. Кроме того, водители не проходят медкомиссию, а транспортные средства – должный технический контроль. В целом по стране доля автобусов, находящихся в эксплуатации с превышением нормативного срока службы, с 2000 по 2016 годы увеличилась с 43% до 51%.

В последние годы фиксируется стабильно высокое количество ДТП, связанных именно с технической неисправностью транспортных средств. По данным ГИБДД, за первые шесть месяцев 2018 года по этой причине произошло 2 626 ДТП (103 человека погибли, еще 3,9 тыс. получили ранения). В 2017 году произошли 5 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 290 и были ранены 7700 человек.

В Твери, например, недавно произошел резонансный случай, когда в аварии погибли 13 человек.

Причем по одному и тому же маршруту шли два автобуса. Первым - нелегальный перевозчик. Его услугами воспользовалось большинство пассажиров, которые согласились ехать за меньшие деньги, сев в автобус не на остановочном пункте и не на автовокзале.

Работа низкоквалифицированных водителей в процессе нелегальных перевозок также повышает вероятность ДТП. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 55% водителей автобусов являются трудовыми мигрантами. По их вине в этих регионах ежегодно происходит 50-60 ДТП.

В целом за 9 месяцев текущего года произошло 11 ДТП с участием лицензионных перевозчиков, погибло 25 человек и 109 ранены, а в случае с перевозками пассажиров «по заказу» - 16 ДТП, погибло 40 человек и ранено 206.

Любая нелегальная деятельность игнорирует определенные требования правил безопасности и отчетности, замечает автор блога «Пробок.Нет» Александр Шумский.

«В случае, если водитель не проходит предрейсовый осмотр, неизвестно, сколько он находится за рулем без отдыха: день, неделю. Это в дальнейшем приведет к серьезному ДТП. Также если техническое состояние автобуса никто не проверяет, то у него могут отказать тормоза», — заявил он в интервью «Газете.Ru». - Нелегалы обычно очень часто попадают в ДТП. Это проблема плохой подготовки водителей: как и где он получил права, непонятно».

Кроме того, пассажиры могут стать заложниками деятельности криминальных структур, которые порой в жесткой и агрессивной форме «выдавливают» легальных перевозчиков с рынка. Нередко под угрозу ставится безопасность и здоровье пассажиров - например, неоднократно имели место случаи обстрела из пневматического оружия автобусов, находящихся в рейсе, и проколы шин.

Ущерб для экономики

Из-за незаконной деятельности «серых» перевозчиков в бюджеты регионов не поступают налоги. К примеру, только Московская область теряет по этой причине ежегодно около миллиарда рублей. При финансовой неустойчивости «белых» перевозчиков возникает недостаток средств на обновление автобусов и снижается качество обслуживания.

По итогам 2016 года среди организаций, предоставляющих услуги регулярных автобусных перевозок, убыточными являются 63% предприятий, а сальдированный финансовый результат их деятельности составляет убыток в размере 9,5 млрд. руб.

В последнее время также усиливается тенденция падения доходов автовокзалов и автостанций – они оказались на острие атаки со стороны онлайн-сервисов (агрегаторов), работа которых не регулируется надлежащим образом.

Нерешенность проблемы функционирования нелегального перевозочного бизнеса наносит существенный вред российской экономике, препятствует формированию цивилизованного рынка транспортных услуг и развитию конкурентной среды.

Что делать

Государство является фактическим заказчиком безопасных и качественных транспортных услуг для населения, а также экономическим регулятором, обеспечивающим равные условия для всех участников на рынке. Поэтому решением обозначенных выше проблем должно заниматься государство, в первую очередь, путем внесения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены эксперты.

Такая работа ведется. 31 октября президент Путин подписал закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок, который предписывает перевозчикам получить лицензии в течение четырех месяцев со дня вступления закона в силу.

Вместе с тем, по мнению экспертов, упорядочение системы государственного лицензирования усилит контроль над перевозчиками, но не решит всех проблем отрасли. Как считает Норайр Блудян, искоренить нелегальные перевозки возможно только в случае, если все органы власти будут жестко и без личных корыстных интересов выполнять свои обязанности. «Если есть те лазейки, благодаря которым нелегальные перевозчики продолжают свою деятельность, то почему государственные органы их не перекроют. Все всё прекрасно знают и понимают. Всем известно, кто владелец этого бизнеса, чей автобус и куда он приезжает», — подытожил Блудян.

Шумский соглашается с ним, добавляя, что для искоренения нелегальных перевозок, необходимо действовать не только запретительными методами, но и предлагать выгоду.

«То есть необходимо сделать так, чтобы выгоднее было стать легальным перевозчиком. Штрафы не смогут искоренить проблему. Можно конфисковать транспортное средство. Сейчас нелегальные перевозчики маскируются под частные заказы, поэтому бороться с ними не так легко», — пояснил он.

Среди других необходимых мер эксперты называют внедрение государственного регулирования сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.

В свою очередь, администрация сервисов «попутчиков» должна нести ответственность за противоправные действия, также как и владельцы транспортных предприятий.

Автовокзалы же должны исключить предоставление билетов на рейсы легальных автобусных перевозчиков сервисам, не готовым отказаться от рекламы «попутчиков» и нелегальных перевозчиков, перейти на автоматизированные системы управления и новую модель работы, документально закрепляющую перечень обязательных и дополнительных услуг.

Однако, как показывает практика в смежных отраслях, все эти меры не позволят в полной мере решить проблему нелегальных перевозок. Для достижения результата необходимо также максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс контроля. Подобный подход, например, был использован при решении проблемы неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. При этом, чтобы такая цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять контрольные функции, но и опираться на запросы легальных перевозчиков, позволяя им решать проблему недобросовестной конкуренции, а также помогать снижать затраты и повышать результативность работы.